Топ-100

Что такое теория пикового значения? Психолог объясняет, как наша память обманывает нас

Мы расскажем вам о психологии, лежащей в основе теории максимума, соответствующих исследованиях, подтверждающих ее, и о том, как она связана с болью и удовольствием. Как вы увидите, последствия для понимания теории пикового значения могут изменить правила игры, поскольку она влияет на многие области жизни.

Вы можете удивиться, услышав, насколько мы предвзято относимся к тому, как мы формируем воспоминания из нашего опыта. Даже когда мы думаем, что вспоминаем факты из опыта, наше воспоминание о событиях обычно неполное и сильно зависит от чувств, которые мы испытывали во время этого опыта.

Кажется, что наши воспоминания о положительном и отрицательном опыте зависят от двух вещей: от того, что мы чувствовали в наиболее экстремальной (пиковой) точке, и от того, как этот опыт закончился. Наши воспоминания обычно не являются усредненным опытом или количеством времени, в течение которого мы были вовлечены в ситуацию.

Эта психологическая эвристика объясняет, почему мы действительно можем быть иррациональными в наших воспоминаниях и воспоминаниях о событиях. Это также говорит о том, что наши воспоминания состоят из серии основных моментов, а не из тщательной записи фактов и событий.

Что такое теория пикового значения?

Теория «пик-конец» – это психологическое правило, согласно которому опыт оценивается и запоминается на основе пиковой (наиболее интенсивной) точки опыта и / или окончания опыта. Кажется, что на наше воспоминание о событиях сильно влияет такая интерпретация пережитых событий, а не на опыт в целом.

Теория пикового конца была создана израильским психологом Даниэлем Канеманом, лауреатом Нобелевской премии. Его определение таково:

«Правило пика и конца – это психологическая эвристика, при которой люди судят о переживании в основном на основании того, как они себя чувствовали на его пике (т. Е. В его наиболее интенсивной точке) и в конце, а не на основе общей суммы или среднего значения каждого момента опыт.”

Чип и Дэн Хит также исследуют эту концепцию в своей книге « Сила моментов: почему определенные переживания имеют огромное влияние. 

Согласно Хитс:

«Когда люди оценивают опыт, они обычно забывают или игнорируют его продолжительность. Вместо этого, они, кажется, чтобы оценить опыт, основанный на двух ключевых моментах: (1) лучший или худший момент, известный как пик и (2) окончание [..] Что неоспоримым является то, что, когда мы оцениваем наш опыт, мы не» Я усредняю ​​наши поминутные ощущения ».

Они предполагают, что для пикового момента требуется хотя бы один из четырех элементов ниже, а в лучшем – все четыре:

  • Возвышение: это моменты счастья, выходящие за рамки обычного хода событий через чувственные удовольствия и удивление.
  • Гордость: это моменты, которые захватывают нас в лучшем виде; будь то моменты достижений или моменты смелости
  • Понимание: это моменты нашей эврики; они меняют наше понимание мира и дают нам момент отрезвляющей ясности
  • Связь: это моменты социального характера; думаю свадьбы.

Оказывается, даже то, как долго длится опыт, мало влияет на формируемую память. Канеман и Фредриксон назвали это открытие пренебрежением продолжительностью .

Пренебрежение длительностью – это психологическое признание того, что суждения людей о неприятных переживаниях очень мало зависят от продолжительности этих переживаний (Kahneman & Fredrickson 1993).

Взгляд на работы Даниэля Канемана

Теория пикового конца была открыта и исследована доктором Даниэлем Канеманом. Доктор Канеман – израильский психолог, изучавший суждения, психологическую эвристику и когнитивные системы . Он годами исследовал этот когнитивный перекос, влияющий на точность наших воспоминаний.

Правило «пик-конец» было изучено Канеманом и Тверски в 1999 году, когда они пришли к выводу, что люди запоминают переживания, в основном, основываясь на том, как они себя чувствуют на пике и конце, а не на их опыте в целом. Множественные исследования подтверждают эту когнитивную предвзятость человеческих ошибок в памяти (Kahneman & Tversky 1999).

Канеман приписывает эту когнитивную тенденцию эволюционным целям. Он утверждает: «Память не предназначена для измерения текущего счастья или полного страдания. Для выживания вам действительно не нужно придавать большое значение продолжительности опыта. То, насколько они плохи и хорошо ли кончаются, – вот действительно информация, которая нужна вам как организму ».

Канеман описывает два типа «я»: переживающее «я» и рассказывающее «я». Испытывающее «я» – это наше моментальное осознание и присутствие . Этот способ мышления интуитивный, быстрый и бессознательный. Испытывающее «я» не помнит событий, и каждый момент переживающего «я» длится 3 секунды.

Рассказывающее «я» – это то, что собирает и объединяет наш опыт в историю. Он анализирует наш опыт и создает рассказы, которые мы воспринимаем как нашу память. Наш рассказывающий «я» много редактирует и интерпретирует. В ходе этого процесса в наших историях происходят изменения.

Как уже упоминалось, пренебрежение длительностью является критическим компонентом теории конца пика. По словам Канемана, запоминаются важные, интенсивные моменты опыта, независимо от продолжительности.

Продолжительность опыта не интерпретируется нашим рассказывающим «я». Похоже, мы не делаем рациональных расчетов наших переживаний боли или удовольствия. Наши воспоминания определяются интенсивными моментами или пиками, а также финалом, а не тем, как мы себя чувствовали большую часть времени.

Канеман определяет, что разница в перспективе этих двух «я» заключается в том, как интерпретируется время. Исследования показывают, что продолжительность опыта мало влияет на реальную память. Канеман описывает, как продолжительность отпуска мало влияет на то, как его вспоминают.

Другими словами, двухнедельный отпуск мало полезен по сравнению с недельным, потому что новые воспоминания не интерпретируются и не добавляются к повествованию или воспоминаниям о переживании.

Психология, лежащая в основе теории максимума

Когнитивные предубеждения меняют способ запоминания обстоятельств. Наш мозг не может запомнить детали каждого опыта, с которым мы сталкиваемся. Наш мозг умеет находить более эффективные способы обработки множества точек данных, встречающихся в любой момент времени. Чтобы расставить приоритеты в воспоминаниях, мы стараемся выделить их.

Эффект «пик-конец» – это когнитивный ярлык, который использует наш мозг, сосредотачивая наши воспоминания на наиболее важных аспектах опыта и на том, на что похож конец.

Психология теории «пик-конец» основана на познании. Наш мозг не действует как операционная система компьютера, поскольку у нас есть ограничения на то, сколько мы можем обработать и запомнить. Наша система когнитивной обработки создает методы, которые позволяют более эффективно сортировать входящую информацию, интегрировать, обрабатывать и принимать решения.

Правило «пик-конец» предполагает, что наши воспоминания не являются исчерпывающими картинами переживаний. Мы ограничены в количестве деталей, которые хранятся в наших воспоминаниях. Чтобы компенсировать это, мы склонны вспоминать пиковые переживания или моменты, а также концовки.

С эволюционной точки зрения имеет смысл помнить о крайних переживаниях, как положительных, так и отрицательных. Воспоминания о негативном опыте помогают нам избегать подобных ситуаций в будущем. Возможность вспомнить положительный опыт может помочь нам снова найти эти ситуации.

Это парадигма принятия решений, основанная на наиболее напряженном аспекте ситуации или на том, как она закончилась. Мы склонны судить о пережитом, основываясь на том, что мы чувствуем в эти ключевые моменты времени. Эта теория была разработана частично для объяснения иррациональности некоторых форм человеческого поведения и воспоминаний.

Исследования подтверждают теорию пренебрежения длительностью, поскольку было показано, что среднее количество испытываемого удовольствия или дискомфорта не предсказывает чье-либо суждение об этом опыте.

Правило пика и конца позволяет нам максимизировать наши умственные способности и сохранить когнитивную энергию. Это помогает нам не тратить возможности мозга на воспоминания, которые не имеют отношения к делу и не нужны. Результаты, подтверждающие теорию пика и конца, предполагают, что небольшое улучшение ближе к концу опыта может радикально изменить восприятие события.

Что говорят исследования?

Психологическое правило, определяющее оценку и запоминание переживаний, было изучено в разнообразных обстоятельствах. Многие исследования подтвердили теорию «пик-конец». Люди часто предпочитают подвергать себя большей боли или дискомфорту, если ситуация заканчивается тем, что они испытывают немного меньшую боль или дискомфорт. Продолжительность дискомфорта не влияет на выбор.

Правило «пик и конец» было первоначально изучено в исследовании, в котором участникам предлагали короткие бессюжетные видеоклипы (Fredrickson & Kahneman, 1993). Ролики различались по продолжительности и степени воздействия (ампутация, виды на коралловые рифы и т. Д.). Были просмотрены две версии каждого фильма, одна из которых была примерно в три раза длиннее.

Участники просмотрели длинную версию восьми клипов и короткую версию восьми других клипов, а затем оценили фильмы по памяти. Оценки участников после просмотра определялись средневзвешенным значением «моментальных снимков» фактического эффективного опыта, несмотря на продолжительность.

Согласно исследованию, проведенному Мироном и соавторами (2009), существуют пробелы в памяти и опыте как для приятных, так и для неприятных эмоций. Было отмечено, что пропуски более значительны для неприятных эмоций. Люди вспоминали, что они были более злыми и грустными, чем они описывали, исходя из реальных событий.

Chajut и соавторы (2014) исследовали взаимосвязь между переживанием схваток и воспоминаниями о них через 2 дня и 2 месяца после родов. Несмотря на крайний дискомфорт, связанный с родами, воспоминания о схватках были смещены в сторону среднего значения пиковой и конечной боли.

Продолжительность родов и родоразрешение не влияли на воспоминания о пережитой боли. Исследователи сравнили опыт матерей, роды которых закончились с эпидуральной анальгезией или без нее. Результаты подтверждают выводы о том, что уровень боли к концу опыта сильно влияет на то, как запоминается все событие.

Hoogerheide и др. (2017) исследовали эффект пика и конца с детьми, а также то, как они переживают и запоминают оценки сверстников. В их исследовании оценки сверстников, особенно отрицательные, представляли собой сильные эмоциональные переживания. Исследования показали, что дети, как и взрослые, чувствительны к окончанию эмоционально напряженных переживаний.

Также было исследовано, как применение этой парадигмы влияет на контекст обучения. Недавние исследования подтверждают эффекты пикового значения для студентов, изучающих иностранную лексику для теста (Finn 2010), а также сдающих сложные тесты по математике (Finn & Miele 2016).

Egan et. Аль (2016) даже исследовал истоки теории «пик-конец», как в развитии, так и в эволюции. Они оценили три популяции – взрослых людей, детей и обезьян-капуцинов. Они структурировали события так, чтобы получить максимальное удовольствие, выбирая последовательности с лучшей конечной точкой. Исследователи обнаружили, что капуцины предпочитают пищу, в которой самая вкусная часть распределяется в конце, а не в начале.

Они отдали предпочтение вознаграждению с коротким, но высоким пиком вознаграждению с более длительным, но менее интенсивным пиковым опытом. Три популяции оценивались на предмет того, как они структурировали свои последовательности с использованием высоких пиков и концов, чтобы получить максимальное удовольствие.

Результаты показали, что все три группы населения не строили свой опыт таким образом, чтобы максимизировать их приятные достижения. Они не вносили коррективы для улучшения гедонистического опыта.

Peterson & Kozhokar (2017) изучили восприятие рейтингов рабочей нагрузки. Результаты подтвердили, что на субъективные оценки рабочей нагрузки также влияют эффекты пиковой нагрузки. Участников попросили выполнить те же три задания, представленные в другом порядке. Затем их попросили оценить загруженность всего сеанса.

Одна из задач была создана более сложной, чем два других запроса. Когда самая сложная задача была запрошена в последний раз в сеансе, были более высокие оценки по шкале субъективной рабочей нагрузки. Однако исследователи отметили, что, хотя оценки были выше, рост не достиг статистической значимости.

Исследования, проведенные Hoogerheide и Paas (2012), подтвердили правило максимальной конечной точки для субъективных оценок при настройке учебных задач, поскольку более сложные задачи размещаются в конце учебного процесса.

Добавление дискомфорта к опыту не улучшит эпизод. Однако добавление части уменьшения дискомфорта к неприятному или болезненному опыту улучшает его общую оценку. Варей и Канеман (1992) исследовали, как это сделать.

14 примеров правила пикового конца

Мы можем рассмотреть множество повседневных или обычных переживаний, как болезненных, так и приятных, демонстрируя правило «пик-конец». Вот несколько быстрых примеров, подчеркивающих эффект конца пика.

Положительные окончания могут отвлекать от общего негативного опыта.

  • Классический пример – роды. Воспоминания о родах сильно зависят от пика и окончания, а не от продолжительности родов. Позитивные воспоминания о рождении ребенка могут перевесить влияние длительности боли, перенесенной во время этого процесса.
  • Например, если вы посещаете концерт с плохим качеством звука или плохим выступлением, но концерт заканчивается вашей любимой песней, ваше воспоминание об этом впечатлении в целом будет более позитивным.
  • Если вы ужасно пообедали в ресторане, но закончили вкусным десертом, ваши воспоминания о еде будут более благоприятными.
  • Спортивный сезон, который был сложным или напряженным, закончился победой в чемпионате. Скорее всего, у команды останется больше положительных воспоминаний, основанных на этом единственном эмоционально напряженном опыте победы в большой игре.
  • Похороны были описаны как проявление правила «пик-конец». Даже имея жизненный опыт, связанный с кем-то, мы в конце концов слышим положительные моменты об их жизни, что, вероятно, влияет на наши общие воспоминания о них.
  • Пренебрежение длительностью может быть продемонстрировано в том, как мы формируем воспоминания об отпуске. Продление отпуска не оказывает положительного влияния на воспоминания, сформированные из этого опыта. Двухнедельный отпуск произведет такие же положительные воспоминания, как и недельный отпуск, поскольку не формируются разнообразные воспоминания. Таким образом, длительный отпуск не обязательно вспоминается с большей любовью, чем более короткие поездки.

Отрицательные окончания также могут ухудшить общее впечатление от опыта, даже если оно было по сути положительным или приятным.

  • Плохой полет по дороге домой из отпуска может отразиться на всей поездке, даже если отпуск был в целом положительным.
  • Вы можете сыграть отличный раунд в гольф, но все развалится на 18-й лунке. Скорее всего, у вас останется негативное ощущение раунда, даже если первые 17 лунок прошли хорошо.
  • Если вы пережили приятное свидание с супругом, но закончились двухминутным разногласием, спор запятнает вашу память на весь вечер.
  • Распад отношений также является распространенным примером, поскольку мы можем живо вспомнить душераздирающий или болезненный разрыв.
  • Завершение курса, который вам больше всего понравился, но в итоге получил плохую оценку, испортит ваш общий опыт в классе.

Пиковые переживания, не являющиеся окончанием, также влияют на наши воспоминания о событиях.

  • Например, близкие игры с напряженными моментами, такими как забитый гол или ошибка во время игры, повлияют на сформировавшуюся память.
  • Пиковые переживания связаны с эмоциональной интенсивностью. Примером может служить тот, кто по сути доволен своей работой, но имеет очень негативный опыт общения со своим начальником. Если они испытали страх или беспокойство из-за насмешек, криков или унижений со стороны начальника, скорее всего, это повлияет на их воспоминания о работе в целом.
  • Ситуации, когда мы сталкиваемся с крайним страхом, также значительно окрашивают наши воспоминания. Если мы столкнемся с проблемой или попадем в автомобильную аварию, это повлияет на то, как мы запомним поездку, независимо от того, что еще произошло.

Теория боли и пикового значения

Наши воспоминания о болезненных переживаниях могут быть неточными. В мире психологии также понимают, что отрицательные переживания вспоминаются более ярко, чем положительные.

Результативное исследование Канемана, Фредриксона, Шрайбера и Редельмейера (1993) также предоставило ключевые доказательства правила «пик-конец», особенно в том, что касается нашего воспоминания о болезненных переживаниях. Участники исследования пережили две разные версии неприятного опыта.

  1. В первом испытании испытуемые погружали руки в воду с температурой 14 ° C на 60 секунд.
  2. Во втором испытании участники погрузили другую руку в воду с температурой 14 ° C на 60 секунд, но затем они держали руку под водой еще на 30 секунд, в течение которых температура повысилась до 15 ° C.

Участников попросили выбрать, какое испытание они хотели бы повторить. Интересно, что участники были более склонны к повторному проведению второго испытания, даже несмотря на то, что они дольше подвергались воздействию неприятно низких температур. Исследователи пришли к выводу, что участники выбрали второе, более длительное испытание, потому что они предпочитали воспоминание о нем или не любили его меньше. В этом исследовании было подтверждено, что люди судят о том, как заканчивается мероприятие.

Большая часть исследований теории пикового конца связана с изучением медицинских процедур. Канеман, Кац и Редельмайер (2003) оценили реакцию пациентов на процедуры колоноскопии.

В своем исследовании две группы испытали колоноскопию. У одной группы была стандартная процедура, а во второй группе, после того, как процедура была завершена, прицел оставался внутри неподвижным на 20 дополнительных секунд. Зонды не так неприятны в неподвижности, как при движении. Вторая группа оценила свой опыт колоноскопии немного лучше, чем первая группа. Исследователи объясняют разницу тем, что вторая группа пережила более мягкий финал, поэтому вспомнили об этом как о менее неприятном опыте.

Schreiber и Kahneman (2000) показали, что оценка неприятно громких звуков демонстрирует четкие эффекты на конце пика.

Результаты исследования погружения в холодную воду были также подтверждены в эксперименте с использованием неприятных шумов (Schreiber and Kahneman, 2000). Участники подвергались воздействию серии раздражающих шумов разного уровня громкости и частотных характеристик. Позднее воспроизведение громкого шума было улучшено за счет добавления периода уменьшения громкости.

После исследования оценивали общее количество приятных или неприятных ощущений. Опыт 16 секунд при 78 дБ был оценен хуже, чем такой же опыт, за которым следовали 8 дополнительных секунд при 66 дБ.

Finn et al. (2010) исследовали воспоминания о дискомфорте в процессе обучения, требующего усилий, и влияние этой оценки на будущий выбор исследования. Дизайн этих двух исследований был аналогичен исследованиям в холодном погружении. Исследователи использовали особенно сложный опыт обучения вместо болезненного.

Эпизод интенсивного исследования, продленного на умеренный период исследования, был предпочтен более короткому, а не расширенному интервалу, несмотря на улучшение результатов тестов после оценки.

Пиковая теория удовольствия

Исследователи изучили эффект от пика до конца в болезненных переживаниях, но также изучали влияние на приятные переживания. Исследования показывают, что наши воспоминания о гедонистических или приятных переживаниях также неточны.

Канеман исследует, как это связано с гедонической психологией и показателями счастья, в своей книге 2011 года « Мыслить быстро и медленно» . Примечательно то, что переживание удовольствия или боли в данный момент заменяется воспоминанием об этом удовольствии или боли (как оно воспринимается после события при воспоминании).

Динер, Виртц и Оиши (2001) провели исследования, чтобы изучить влияние теории конца пика на положительный опыт. В своем исследовании участники оценили чудесную жизнь, которая внезапно закончилась, как лучшую, чем жизнь с дополнительными, но умеренно приятными годами. Исследователи назвали это эффектом Джеймса Дина.

Фредриксон и Канеман также занимались изучением приятных переживаний. В своем исследовании (1993) участники просмотрели серию видеороликов разной степени приятности и продолжительности. Исследования показали, что люди игнорировали продолжительность аффективного эпизода при ретроспективной оценке. Они в значительной степени полагались на ограниченные моменты эпизода, чтобы сделать свой вывод.

Исследования также изучали влияние теории конца пика на поведение потребителей. Телевизионные рекламные ролики, вызывающие положительные эмоции, оцениваются зрителями выше, если есть пики интенсивности и заканчиваются на положительной ноте. (Баумгартнер, Суджан и Пэджетт, 1997).

Исследователи Do et. Ал (2008) применил концепцию конца пика к материальным объектам. Они исследовали влияние положительности и времени на оценку материальных благ после события. Их исследования подтверждают, что правило «пик и конец» применимо как к материальным благам, так и к боли.

Они обнаружили, что дети были более довольны получением шоколадного угощения в одиночку, когда они получали то же самое шоколадное угощение, а затем слегка приятный кусок жевательной резинки. Дети предпочитали только плитку шоколада, хотя это было одно угощение против двух, потому что на их ретроспективные оценки больше всего повлиял конец опыта. Использование жевательной резинки после угощения сделало это в целом менее приятным для них.

До и др. (2008) также исследовали пиковый эффект от получения подарков. Участникам были вручены подарки, и их попросили оценить, насколько они были довольны подарками. Исследователи предположили, что участники были бы менее довольны очень желанным подарком, если бы за ним последовал менее желанный подарок.

Их метод включал поощрение студентов колледжа за участие в проекте по сбору средств, позволяя им выбрать DVD из одного или двух списков. Участники могли выбрать из «списка А» фильмов с самым высоким рейтингом, а другую половину – из «списка Б» менее благоприятных фильмов.

Участники, которые закончили свой опыт, получив менее желанный подарок последними, были менее счастливы. Авторы сообщают: « Два положительных результата получают более низкую оценку, чем один положительный результат, если второй элемент менее положительный ».

Исследования подтверждают, что событие с приятным пиком в конце запомнится положительно. Исследования показали, что добавление положительного завершения приятной тренировки повлияет на решение повторить упражнение (Soundarapandian 2009). В ходе обсуждения рекомендуется, чтобы упражнения завершались на высокой ноте.

Послесловие

Мы можем использовать это понимание наших когнитивных предубеждений в наших интересах. Он предоставляет нам данные, которые могут повлиять на наш опыт в будущем. Результаты исследований показывают, что мы можем создавать пиковые точки или основные моменты в нашем опыте, чтобы увеличить удовольствие.

Мы можем использовать уловку теории пикового значения, чтобы понять, как формируются наши воспоминания. Было бы логично, что создание положительных воспоминаний было бы привлекательным.

Воспользуйтесь следующими советами, чтобы улучшить память:

  • Попытайтесь закончить свой опыт на высокой ноте. Найдите что-нибудь позитивное, на чем можно сосредоточиться в конце опыта.
  • Старайтесь не зацикливаться на негативных элементах ситуации. Если вам приходится ждать в очереди, подумайте, насколько вы будете благодарны, когда окажетесь в первых рядах. Если вы столкнулись с плохим обслуживанием в ресторане, сосредоточьтесь на том, насколько хороша была ваша еда.
  • Постарайтесь не позволять незначительным неудобствам или неприятностям окрашивать ваше воспоминание обо всем этом опыте.
  • В настоящий момент можно переосмыслить многие переживания, чтобы вызвать более позитивные и сильные эмоции.

Взламывая теорию пика и конца, мы можем дать себе силы улучшить счастье, благополучие и состояние своего ума. Мы надеемся, что вам понравилась эта статья, и вы найдете способы использовать ценность науки о поведении!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *