Топ-100

Приобретенная беспомощность: теория депрессии Селигмана (+ лечение)

Концепция выученной беспомощности является краеугольным камнем многих важных теорий и идей в психологии, а также основой нескольких основополагающих концепций позитивной психологии. Это довольно широко понимают даже вне области психологии.

Он дает объяснение некоторым формам человеческого поведения, которые могут показаться странными или контрпродуктивными, а понимание усвоенной беспомощности дает пути к устранению или уменьшению ее негативных последствий.

Выученная беспомощность была обнаружена в ходе некоторых хорошо известных лабораторных экспериментов, о которых вы могли узнать на уроках психологии 101. Эти эксперименты проводились с использованием методов, которые, вероятно, привели бы в ужас любого разумного члена экспертного совета организации.

Хотя с тех пор, как выученная беспомощность стала хорошо изученной психологической теорией, прошло около 50 лет, она все еще играет важную роль в этой области. Если вам интересно узнать больше об этой важной концепции, вы попали в нужное место. В этой статье будет рассказано, что такое усвоенная беспомощность, какое влияние она может оказать на жизнь человека, как нейтрализовать или обратить вспять это влияние и как измерить степень усвоенной беспомощности.

Что такое приобретенная беспомощность? Психологическое определение

Приобретенная беспомощность — это явление, наблюдаемое как у людей, так и у других животных, когда они были приучены ожидать боли, страдания или дискомфорта без возможности их избежать (Cherry, 2017). В конце концов, после достаточной подготовки, животное вообще перестанет пытаться избежать боли, даже если есть возможность действительно избавиться от нее.

Когда люди или другие животные начинают понимать (или верить), что они не могут контролировать то, что с ними происходит, они начинают думать, чувствовать и действовать так, как будто они беспомощны.

Это явление называется выученной беспомощностью, потому что это не врожденная черта. Никто не рождается с верой в то, что он не может контролировать то, что с ним происходит, и что даже попытки получить контроль бесполезны. Это усвоенное поведение, обусловленное опытом, в котором субъект либо действительно не может контролировать свои обстоятельства, либо просто ощущает, что не может контролировать.

Эксперименты Мартина Селигмана, приведшие к теории

Первые эксперименты, которые легли в основу этой теории, были проведены в конце 1960-х — начале 1970-х годов психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером.

Эти эксперименты будут подробно описаны ниже. Обратим внимание, что некоторых читателей эти описания могут расстроить — такие эксперименты были более обычным явлением в 60-е и 70-е годы, но сегодня они, вероятно, встретят большое сопротивление со стороны активистов и широкой общественности.

Селигман и Майер в то время работали с собаками и проверяли их реакцию на электрошок. Некоторые собаки получили поражение электрическим током, которое они не могли предсказать или контролировать.

Для этого эксперимента собак поместили в бокс с двумя камерами, разделенными невысокой перегородкой. В одной камере был электрифицированный пол, а в другой — нет (Cherry, 2017).

Когда исследователи поместили собак в будку и включили электрифицированный пол, они заметили странную вещь: некоторые собаки даже не пытались перепрыгнуть через низкий барьер на другую сторону. Кроме того, собаки, которые не пытались перепрыгнуть через барьер, как правило, были собаками, которым ранее наносили удары током без возможности избежать их, а собаки, которые перепрыгнули через барьер, как правило, были теми, кто не подвергался такому обращению.

Для дальнейшего изучения этого явления Селигман и Майер собрали новую партию собак и разделили их на три группы:

  1. Собак в группе 1 на некоторое время привязывали ремнями к шлейке и не применяли электрошок;
  2. Собак второй группы привязывали к той же шлейке, но им применяли электрический шок, которого они могли избежать, нажав на панель носом;
  3. Собак из третьей группы поместили в ту же шлейку и также пытали электрическим током, но им не давали возможности избежать этого.

После того как эти три группы завершили эту первую экспериментальную манипуляцию, всех собак поместили (по одной) в бокс с двумя камерами. Собаки из первой и второй группы быстро сообразили, что им нужно только перепрыгнуть через барьер, чтобы избежать ударов, но большинство собак из третьей группы даже не пытались избежать их. Основываясь на своем предыдущем опыте, эти собаки пришли к выводу, что они ничего не могут сделать, чтобы избежать шока (Seligman & Groves, 1970).

После подтверждения этих результатов на собаках Селигман и Майер провели аналогичные эксперименты на крысах. Как и в случае с собаками, исследователи разделили крыс на три группы для обучения: одна группа получала удары током, который можно было избежать, другая — неизбежным, а третья — вообще не подвергалась току. Крысы в ​​группе, получившие удары электрического тока, смогли избежать ударов, нажав на рычаг в ящике, в то время как крысы в ​​группе, получившие неизбежные удары, могли нажать на рычаг, но все равно получили удары (Селигман и Бигли, 1975).

Позже крыс поместили в бокс и пытали электрическим током. Внутри ящика был рычаг, который при нажатии позволял крысам избежать ударов.

Опять же, крысы, изначально помещенные в группу неизбежного шока, обычно даже не пытались убежать, в то время как большинству крыс из двух других групп удалось убежать.

Крысы, которые не пытались сбежать, демонстрировали поведение, классическое для усвоенной беспомощности: даже когда им предлагали потенциальную возможность избежать боли, они не пытались ее использовать.

Это явление также можно наблюдать у слонов. Когда дрессировщик слонов начинает работать со слоненком, он или она использует веревку, чтобы привязать одну из ног слона к столбу. Слон будет бороться часами, даже днями, пытаясь вырваться из веревки, но в конце концов он успокаивается и принимает свой диапазон движений (Wu, 2009).

Когда слон вырастет, он будет более чем достаточно силен, чтобы порвать веревку, но он даже не будет пытаться — его учили, что любая борьба бесполезна.

Примеры приобретенной беспомощности у людей

Такие экстремальные эксперименты не проводились на людях (и не должны были), эксперименты, которые проводились на людях, дали аналогичные результаты. Хотя реакция человека на такие ситуации может быть более сложной и зависеть от нескольких различных факторов, она по-прежнему напоминает реакцию собак, крыс и других животных.

Одно исследование выученной беспомощности у людей было проведено в 1974 году. В этом исследовании участники-люди были разделены на три группы: одна группа подверглась громкому и неприятному шуму, но смогла заглушить шум, нажав кнопку четыре раза; вторая группа подверглась такому же шуму, но кнопка не работала; а третья группа вообще не подвергалась шуму.

Позже всех участников-людей подвергли громкому шуму и дали коробку с рычагом, при нажатии на которую звук отключался. Как и в экспериментах на животных, те, кто не контролировал шум в первой части эксперимента, обычно даже не пытались выключить шум, в то время как остальные испытуемые обычно придумали, как выключить шум очень быстро. .

Селигман и его коллеги предположили, что воздействие на участников ситуаций, в которых они не могут контролировать, приводит к трем дефицитам: мотивационному, когнитивному и эмоциональному (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978). Когнитивный дефицит относится к представлению субъекта о том, что его обстоятельства неконтролируемы. Мотивационный дефицит относится к отсутствию реакции субъекта на возможные методы выхода из негативной ситуации. Наконец, эмоциональный дефицит относится к депрессивному состоянию, возникающему, когда субъект находится в негативной ситуации, которая, по его мнению, не находится под его контролем.

Основываясь на своем исследовании, Селигман обнаружил важную связь: связь между усвоенной беспомощностью и депрессией.

Приученная беспомощность и депрессия

Чтобы понять предполагаемую связь между усвоенной беспомощностью и депрессией, нам необходимо понять два типа усвоенной беспомощности, как это было описано Селигманом и его коллегами.

Усвоенная беспомощность — это чувство беспомощности, при котором субъект считает, что ничего нельзя сделать с ситуацией, в которой он находится. Она считает, что никто не может облегчить боль или дискомфорт.

С другой стороны, личная беспомощность — это гораздо более локализованное чувство беспомощности. Субъект может полагать, что другие могут найти решение или избежать боли или дискомфорта, но он считает, что лично он не способен найти решение (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978).

Оба типа беспомощности могут привести к состоянию депрессии, но качество этой депрессии может различаться. Те, кто чувствуют себя беспомощными, будут искать внешние причины как своих проблем, так и своей неспособности их решить, тогда как те, кто чувствует себя лично беспомощным, будут искать внутренние причины.

Кроме того, те, кто чувствует личную беспомощность, с большей вероятностью страдают от низкой самооценки, поскольку считают, что другие, вероятно, могут решить проблемы, которые они не могут решить.

Хотя когнитивные и мотивационные дефициты одинаковы для людей, страдающих как личной, так и всеобщей беспомощностью, люди, испытывающие личную беспомощность, как правило, имеют более выраженный эмоциональный дефицит.

В дополнение к этой дифференциации между типами беспомощности, приобретенная беспомощность может зависеть от двух других факторов: всеобщности (глобальная против специфической) и стабильности (хроническая против преходящей).

Когда человек страдает от глобальной беспомощности , он испытывает негативные последствия в нескольких сферах жизни, а не только в самой важной. Они также чаще испытывают тяжелую депрессию, чем те, кто испытывает  определенную беспомощность .

Кроме того, те, кто страдает хронической беспомощностью (те, кто чувствовал себя беспомощным в течение длительного периода времени), с большей вероятностью почувствуют последствия депрессивных симптомов, чем те, кто испытывает временную беспомощность (кратковременное и непериодическое чувство беспомощности).

Эта модель выученной беспомощности имеет важное значение для депрессии. Он утверждает, что, когда очень желаемые результаты считаются маловероятными и / или крайне нежелательными результатами, они считаются вероятными, и человек не ожидает, что все, что она делает, изменит результат, приводит к депрессии.

Однако депрессия будет зависеть от типа беспомощности. Диапазон депрессивных симптомов будет зависеть от общности и стабильности беспомощности, и любое влияние на самооценку зависит от того, как индивид объясняет или приписывает свой опыт (внутреннее или внешнее).

Эта предложенная схема определяет причину по крайней мере одного типа депрессии — ту, которая проистекает из беспомощности — и обеспечивает путь к ее лечению. Исследователи выделили четыре стратегии лечения депрессии, связанной с беспомощностью (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978):

  1. Измените вероятность исхода. Изменять окружающую среду, увеличивая вероятность желаемых событий и уменьшая вероятность негативных событий;
  2. Уменьшите стремление к желаемым результатам. Это может быть достигнуто либо путем уменьшения негативности событий, находящихся вне контроля человека, либо путем уменьшения желательности событий, которые крайне маловероятны;
  3. Измените ожидания человека с неконтролируемости на управляемость, когда желаемые результаты станут достижимыми. Другими словами, помогите депрессивному человеку осознать, когда результаты, которых он желает, на самом деле находятся под его контролем;
  4. Измените нереалистичные объяснения неудач на те, которые являются внешними (не из-за каких-то врожденных недостатков самого депрессивного человека), временными (не хроническими) и конкретными (из-за одной конкретной проблемы, а не из-за более широкого набора проблем). Аналогичным образом измените нереалистичные объяснения успеха на те, которые являются внутренними (из-за некоторой внутренней силы депрессивного человека), стабильными (хроническими) и глобальными (из-за общей компетенции, а не конкретной области компетенции).

Эти стратегии будут рассмотрены более подробно позже.

Вероятно, это связано с. . .

Приученная беспомощность, неудивительно, связана со многими негативными симптомами, чертами характера и тенденциями, включая:

  • Возраст: чем старше человек, тем выше вероятность того, что он испытает изменение или потерю ролей и физический упадок. Проживание в учреждении также связано с приобретенной беспомощностью (Foy & Mitchell, 1990);
  • Стресс , особенно связанный с бедностью (Brown, Seyler, Knorr, Garnett, & Laurenceau, 2016);
  • Тревога и беспокойство, особенно по поводу тестов для студентов (Raufelder, Regner, & Wood, 2018);
  • Более негативная реакция на ожидаемую боль (Strigo, Simmons, Matthews, Craig, & Paulus, 2008).

Скорее всего, продвижение…

Выученная беспомощность не только часто ассоциируется с другими негативными состояниями, но также, кажется, способствует или вызывает множество негативных результатов, в том числе:

  • Отрицательные симптомы для здоровья, а также  отрицательные эмоции по поводу болезни (Новицка-Зауэр, Хайдук, Куявска-Данецка, Банашкевич, Чушиньска, Смоленска и Зиберт, 2017);
  • Неадаптивный перфекционизм (Филипелло, Ларкан, Сорренти, Баззаи, Ореккио и Коста, 2017);
  • Намерения оборота (Тайфур, Карапинар и Камгоз, 2013);
  • Выгорание или эмоциональное истощение и цинизм (Tayfur et al., 2013);
  • Усиленная депрессия, тревога, фобии, застенчивость и одиночество у тех, кто уже страдает (Cherry, 2017).

Выученная беспомощность в образовании

Тема выученной беспомощности довольно часто поднимается в сфере образования. Достаточно мало интереса вызывает то, как ранняя академическая неудача или низкая академическая самооценка  могут повлиять на последующий успех, и как можно повлиять на отношения, чтобы повысить шансы на успех.

Выученная беспомощность у студентов создает порочный круг. Те, кто чувствует, что они не могут добиться успеха, вряд ли будут прикладывать много усилий к учебе, что снижает их шансы на успех, что приводит к еще меньшей мотивации и усилиям (Catapano, nd).

Этот порочный круг может завершиться тем, что у учащегося практически отсутствует мотивация изучать какой-либо предмет и не хватает компетентности в этом предмете. Хуже того, это может привести к более общему чувству беспомощности, при котором ученица не верит в свои способности и не имеет мотивации изучать какой-либо предмет в школе.

Причины, по которым учащиеся объясняют свою неудачу или успех, имеют решающее значение в школе. Если ученик считает, что потерпел неудачу, потому что учитель его ненавидит или он просто глуп, он винит факторы, которые ему не подвластны, и, вероятно, разовьет большее чувство беспомощности. Если ученик считает, что потерпел неудачу из-за того, что недостаточно усердно учился, он винит факторы, которые находятся в его пределах, что с меньшей вероятностью приведет к общему чувству беспомощности, связанного со школой.

К счастью, есть несколько стратегий, которые могут помочь учащимся не учиться быть привычно беспомощными, в том числе:

  • Учителя хвалят и поощряют учеников в зависимости от способностей учеников (например, «Ты хорошо разбираешься в математике» или «Я могу сказать, у тебя есть способности к этому предмету»), чтобы помочь им поверить, что они хорошо справляются с этими задачами или предметами;
  • Учителя хвалят и поощряют усилия ученика (например, «Ваши часы тяжелой работы окупились на этом тесте!»), Чтобы помочь им поверить, что их усилия будут иметь значение;
  • Работа со студентами над умным, индивидуальным целеполаганием, чтобы помочь им понять, что цели могут быть достигнуты и что результаты часто находятся в пределах их сферы влияния (Catapano, nd).

Кроме того, Эндрю Миллер из Edutopia (2015) предлагает несколько очень важных стратегий для учителей и родителей:

  • Курировать и создавать учебные ресурсы (которые, среди прочего, включают людей, книги, веб-сайты и общественные организации), чтобы помочь учащимся привыкнуть к тому, что они не знают ответа и ищут ответ в нужных местах;
  • Задавайте вопросы для обучения , а не об обучении (например, использование вопросов , которые поощряют студентов думать о своем собственном обучении и стереотипы мышления , а не только думать о том , что он знает);
  • Перестаньте давать студентам ответы. Вместо этого помогите им выучить это в своем собственном темпе и с помощью их собственных методов — они с большей вероятностью запомнят это таким образом!
  • Позвольте им потерпеть неудачу. Неудача и повторная попытка жизненно важны для детей — до тех пор, пока вы будете рядом, чтобы поддержать их, когда они потерпят неудачу.

В дополнение к этим стратегиям позже в этой статье мы обсудим некоторые идеи по лечению или «излечению» приобретенной беспомощности, которые можно применить к студентам.

Выученная беспомощность в отношениях и домашнее насилие

Помимо образования, люди, сосредоточенные на домашнем насилии, часто сталкиваются с выученной беспомощностью. Это часто наблюдается в отношениях и у жертв домашнего насилия.

Фактически, это явление помогло нам найти ответы на некоторые вопросы, которые люди задают жертвам, которые остаются со своими обидчиками, например:

  • Почему они никому не сказали?
  • Почему они не пытались получить помощь?
  • Почему они просто не ушли?

Трудно объяснить влияние жестокого обращения на поведение жертвы. В конце концов, наблюдатели могут подумать, что жертвы не имеют смысла оставаться с кем-то, кто причиняет им боль.

Однако в случаях домашнего насилия и жестокого обращения обидчики часто применяют серию «ударов электрическим током» (т.е. формы насилия, которым они подвергают своих жертв), чтобы акклиматизировать жертв к насилию и научить их тому, что они не могут контролировать ситуация. Злоумышленники сохраняют полный контроль, а жертвы узнают, что они беспомощны в своих обстоятельствах.

В таких случаях легко увидеть, как насилие может привести к усвоенной беспомощности, которая впоследствии может привести к отсутствию мотивации или усилий к побегу со стороны жертвы. Подобно тому, как собаки в экспериментах Селигмана и Майера узнали, что что бы они ни делали, они будут шокированы, а жертвы домашнего насилия и жестокого обращения узнают, что независимо от того, что они делают, они всегда останутся бессильными и будут под контролем обидчиков.

Эти представления невероятно трудно поколебать, часто для того, чтобы избавиться от них, требуется интенсивная терапия и поддержка.

На основе усвоенной беспомощности для жертв домашнего насилия была разработана специальная теория, названная теорией циклического насилия, цикла, который иногда называют синдромом избитой женщины. Согласно этой теории, отношения, в которых произошло домашнее насилие, скорее всего, будут постоянно включать насилие, которое распределяется по предсказуемой и повторяющейся схеме.

Этот шаблон обычно следует этой структуре:

  1. Первый этап: период нарастания напряженности, когда обидчик начинает злиться, общение прерывается, и жертва чувствует необходимость уступить и подчиниться обидчику;
  2. Второй этап: период отыгрывания, в котором происходит насилие;
  3. Третий этап: период медового месяца, в течение которого обидчик может извиниться, выразить раскаяние и / или попытаться компенсировать насилие. Обидчик может также пообещать никогда больше не оскорблять жертву или, в качестве альтернативы, обвинить жертву в спровоцировании насилия;
  4. Четвертая стадия: период затишья, когда насилие прекращается, обидчик действует так, как будто его никогда не было, и жертва может начать верить, что насилие закончилось и обидчик изменится (Rakovec-Felser, 2014).

С этой точки зрения неудивительно, что у многих жертв домашнего насилия развивается приобретенная беспомощность. Когда насилие подвергается им в непрерывном цикле, независимо от того, что они делают, они, вероятно, будут чувствовать себя полностью беспомощными и неспособными избежать насилия.

Теория циклического насилия утверждает, что жертвы насилия не только будут чувствовать себя беспомощными, но и:

  • Снова переживите избиение, как если бы оно повторялось, даже если это не так;
  • Попытка избежать психологического воздействия побоев, избегая действий, людей и эмоций;
  • Испытайте повышенное возбуждение или повышенную бдительность;
  • Нарушили межличностные отношения;
  • Испытывать искажение образа тела или другие соматические проблемы;
  • Развивайте проблемы сексуальности и близости (Rakovec-Felser, 2014).

Очевидно, что приобретенная беспомощность — серьезная и неотложная проблема для жертв домашнего насилия и других злоупотреблений. К счастью, есть несколько способов избавиться от усвоенной беспомощности (см. Раздел о лечении).

Возможное лекарство — возможные методы лечения детей и взрослых

Хотя усвоенную беспомощность бывает трудно преодолеть, существуют многообещающие методы лечения ее у людей (и других животных, если на то пошло).

Одним из возможных методов лечения, основанных на  исследованиях в области нейробиологии, является взаимосвязь между вентромедиальной префронтальной корой (часть мозга, которая играет роль в подавлении эмоциональных реакций) и ядром спинного шва (часть ствола мозга, связанная с серотонином и депрессией) и выученная беспомощность (Maier & Seligman, 2016).

Это потенциальное лечение может быть направлено на стимуляцию вентромедиальной префронтальной коры и ингибирование ядра дорсального шва с помощью лекарств, электростимуляции или трансмагнитной стимуляции, или психологически с помощью терапии.

В частности, в недавних исследованиях было показано, что трансмагнитная стимуляция (ТМС) весьма эффективна при лечении депрессии (Mayo Clinic, 2017). Учитывая связь между усвоенной беспомощностью и депрессией, имеет смысл думать, что лечение одного может быть эффективным лечением другого.

Говоря об эффективных методах лечения депрессии, терапия также является хорошим выбором для людей, борющихся с выученной беспомощностью. Те, кто чувствует себя беспомощным, могут получить пользу от работы с лицензированным специалистом в области психического здоровья, чтобы изучить причины своей беспомощности, заменить старые и вредные убеждения более новыми и более здоровыми убеждениями и развить исцеляющее чувство сострадания к себе (Thompson, 2010).

Проницательное исследование психолога Кэрол Двек (исследовательница, предложившая теорию роста по сравнению с установкой на данность ) показало, что есть еще один чрезвычайно эффективный способ облегчить усвоенную беспомощность: через неудачи.

В исследовании, проведенном Двеком в 1975 году на эту тему, участники (все они испытали крайнюю реакцию на неудачу) были разделены на две группы: одна прошла интенсивную подготовку, в ходе которой они не выполняли задания, и им было дано указание взять на себя ответственность за свой провал и объяснить его недостатком усилий , в то время как другая группа прошла интенсивную подготовку, в которой они только добились успеха. Результаты показали, что в группе лечения только с успехом не наблюдалось улучшения крайних реакций на неудачу, в то время как группа, у которой не получилось, показала заметное улучшение.

Этот эксперимент был одним из нескольких исследований 1970-х, 1980-х и 1990-х годов, которые заложили основу новой теории человеческого поведения, связанного с неудачей, усвоенной беспомощностью и сопротивляемостью .

Модель приобретенного оптимизма Селигмана

Селигман — один из исследователей, который помог открыть феномен выученной беспомощности — позже обнаружил, что его внимание привлекает то, что, возможно, является полной противоположностью выученной беспомощности: оптимизм .

Хотя имя Селигмана на протяжении многих лет было синонимом выученной беспомощности, он знал, что может предложить миру гораздо больше. Его работа над этой темой заставила его задуматься о том, какие еще мысли и точки зрения можно изучить и могут ли люди развить положительные качества вместо развития чувства беспомощности.

Исследования Селигмана привели его к созданию модели наученного оптимизма . Он обнаружил, что с помощью тренинга по устойчивости люди могут научиться формировать более оптимистичную точку зрения. Эта способность наблюдалась у детей, учителей, военнослужащих и многих других (Селигман, 2011).

Возможно, научиться оптимизму не так просто, как научиться беспомощности, но это можно сделать.

Самое интересное исследование

Прошло около пяти десятилетий с момента самых первых исследований выученной беспомощности, но все еще появляются новые интересные исследования по этой теме.

Например, в 2017 году исследователи обнаружили, что, хотя у медоносных пчел наблюдалась приобретенная беспомощность, они не проявляют «леденящего» поведения, как у других видов (Дингес, Варнон, Кота, Сликерман и Абрамсон).

В 2016 году исследователи из Бразилии обнаружили некоторые доказательства того, что даже у рыбок данио научились беспомощности (у Насименто, Уолша-Монтейро и Гувейя).

Даже простая землеройка не застрахована от последствий выученной беспомощности — исследования 2016 года подтвердили наличие такого поведения у землероек, получивших неконтролируемые удары по ногам (Meng, Shen, Li, Li, & Wang, 2016).

Что касается более широко применимых исследований выученной беспомощности, многие недавние эксперименты исследуют связь между выученной беспомощностью и мозгом.

Часто цитируемое исследование исследователей Ким и его коллег (2016) показало, что активность мозга мышей, демонстрирующих беспомощное поведение, обычно намного выше, чем у беспомощных мышей. Однако этот паттерн изменился на противоположный в части мозга, известной как голубое пятно, которая участвует в физиологических реакциях на стресс и панику.

Это открытие интересно, так как предполагает, что люди, испытывающие наученную беспомощность, направляют свою энергию на то, чтобы отреагировать на собственный стресс, в то время как более устойчивые люди сохраняют свою энергию более нормально распределенной.

Исследования на клеточной основе депрессии, связанной с усвоенной беспомощностью, показали, что повышенная активность нейронов латеральной габенулы (области мозга, участвующей в коммуникации между передним и средним мозгом) у крыс связана с усилением усвоенной беспомощности (Li, Piriz , Миррионе, Чанг, Пру, Шульц, Хенн и Малинов, 2011). Связь выученной беспомощности с активностью в определенных частях мозга потенциально огромна; эти результаты могут способствовать разработке новых и более эффективных методов лечения и профилактики депрессии.

Это захватывающее исследование, которое происходит прямо сейчас — исследования, которые могут оказать огромное влияние на лечение заболеваний и исцеление тех, кто пострадал. Следите за увлекательными открытиями, которые продолжают быть результатом этого направления исследований.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.