Топ-100

Как открыть онлайн-аптеку

Требования к интернет-магазину

Онлайн-аптека – это не торговля одеждой или женскими сумочками: здесь все серьезнее. Как и у обычной аптеки, у интернет-магазина по продаже лекарств должна быть лицензия на торговлю лекарствами. Владелец или сотрудник должен иметь медицинское образование и опыт работы начиная от трех лет – без этого разрешение на работу вам просто не дадут. Соответственно, с таким работником нужно будет заключить договор на сотрудничество. В остальном документы такие же: свидетельство о форме собственности, право на домен и… пожалуй, и все.

Также готовьтесь выполнять определенные требования. Например, у интернет-аптеки должен иметься склад для медикаментов – причем площадью не менее 60 квадратных метров. Также помещение для склада должно отвечать требованиям Минздрава: пожарная и охранная сигнализации, термометры, шкафчики и холодильники для хранения, отделка стен и другие.

Конечно, намного проще создавать интернет-аптеку в дополнение к уже работающей в офлайне компании: в этом случае владельцу не придется думать о документах, профессиональных сотрудниках: все механизмы уже налажены и обкатаны. Да и у него уже имеется определенный бизнес-опыт.

График работы

Главный плюс интернет-аптеки – то, что она работает круглосуточно. Подчас лекарства нужны срочно, вот прямо сию секунду, а круглосуточная аптека находится далеко. Покупка онлайн с быстрой доставкой придется в этом случае как нельзя кстати.

Целевая аудитория

Конечно, лекарства нужны всем. Но молодежь и люди среднего возраста заскочат при необходимости в ближайшую аптеку – им нет нужды искать медикаменты онлайн, оформлять заказ и ждать доставку. Значит, основными вашими клиентами станут те, кому лекарства нужны более или менее постоянно. Это пожилые люди, которые самостоятельно освоили интернет, их дети, заказывающие лекарства для своих родителей, а также молодые родители, которые покупают товары для своего чада.

Платежеспособны ли эти категории? Как ни странно, но на ваш бизнес это никак не повлияет. Лекарства для этой ЦА – вещь необходимая, и если нужно, они будут покупать их несмотря на цены.

Особенности:

Поскольку ЦА – пожилые люди и родители детей, будьте готовы к тому, что придется максимально подробно отвечать на их вопросы. Пожилым людям нужно все разъяснять в силу возраста – и это не оскорбление, а всего лишь факт. Они могут недослышивать, переспрашивать и выматывать консультанта повторяющимися вопросами: наберитесь терпения и будьте готовы к этому.

Мамочки и папочки – отдельная тема. Давно подмечено, что когда дело заходят о детях, многие родители становятся слегка чудными. И это тоже не оскорбление, а правда жизни: для своего чада родители готовы подолгу покупать и выбирать все самое лучшее, дорогое, качественное.

Приготовьтесь к долгим беседам на самые разные темы: вам могут поведать семейные истории, жалобы на дуру-педиатра и соседку из 44-й квартиры, рассказы о других детях и способы их лечения. Будьте сдержанны и терпеливы: отвечайте вежливо и давайте полную информацию. Смиритесь с тем, что вы станете знать почти все о жизни своих постоянных клиентов и даже больше.

Ассортимент товаров

Готовьтесь к тому, что товарооборот в вашей аптеке будет большой: на складе должно быть не менее тысячи наименований товаров. Причем это могут быть не только лекарства, но и сопутствующие товары. Присмотритесь, что есть в ассортименте обычных аптек. Это и детские товары: подгузники, пеленки, соски-бутылочки, и профессиональная косметика, и спортивное питание, и средства индивидуальной защиты. На каждый этот товар найдется свой потребитель.

При желании вы можете расширить свой ассортимент. Подумайте, что может пригодиться вашей основной ЦА: пожилым людям и родителям детей. Это могут быть детские игрушки, здоровое питание и другие товары.

Поставщики

Лучше договариваться с несколькими поставщиками, которые будут поставлять вам разные партии различных медикаментов и сопутствующих товаров. Один поставщик специализируется на детских товарах, другой – на отечественных лекарствах, третий – на БАДах, и так далее.

Ценообразование

Как вы думаете, почему клиенты обратятся к вам, а не пойдут в аптеку за углом? В первую очередь, целевую аудиторию привлекает круглосуточный график работы онлайн-аптеки. Во-вторых, людям нравится, что лекарства привозят с доставкой на дом. И в-третьих – конечно, цены. Все знают, что в интернете покупать дешевле: это касается и лекарств. Не ударьтесь в противоположную крайность, не продавайте товар слишком дешево. Во-первых, сами уйдете в минус, а во-вторых, отпугнете клиентов: доверия к слишком дешевым товаров у наших потребителей нет. Соблюдайте грамотный баланс: пусть цены будут чуть меньше, чем в обычных аптеках. Альтернативой низким ценам могут стать скидки и бонусы. И снова берите идеи и офлайн-аптеке: заведите накопительные карты, с которых клиентам будет выплачиваться скидка с каждой покупки. Разработайте систему бонусов. Каждый день объявляйте товар дня с определенной скидкой: на него обязательно найдутся желающие.

Заказ и оплата товаров

На первых порах можно ограничиться самыми простыми способами оплаты: наличными при получении и банковской картой. А дальше посмотрите сами: если клиенты будут спрашивать про другие способы оплаты – ЮMoney, Webmoney и так далее, можно ввести и их. В конце концов, от этого вы ничего не потеряете.

Консультации

Понятно, что простым менеджером или продавцом тут не обойдешься: у вас или вашего сотрудника должно быть медицинское или фармацевтическое образование. Только врач или провизор сможет дать грамотные рекомендации и ответить на интересующие заказчиков вопросы. Помните, что от этого зависит здоровье и даже жизнь ваших клиентов, поэтому отнеситесь к этому пункту серьезно.

Оптимальным вариантом будет связь через телефонный звонок, но мы бы советовали сделать на сайте интернет-магазина виджет онлайн-чата – для молодых и прогрессивных. Попробуйте оба варианта: если чат не пойдет, просто отключите его.

Доставка на дом

Обязательно организуйте доставку на дом или в любое удобное клиенту место: лекарства могут понадобиться человеку где угодно. Наймите курьера с личным автомобилем, который будет всегда на связи: промедление иногда бывает в буквальном случае смерти подобно. Обязательно обговаривайте сроки и условия доставки и не нарушайте своих обещаний.

Бесплатной ли будет доставка лекарств? Можно установить определенный порог, после которого вы обязуетесь привозить медикаменты бесплатно. 500 рублей, 1000 – смотрите сами, насколько это будет вам выгодно.

Как раскрутить интернет-аптеку?

После составления бизнес-плана, закупки товаров, аренды склада начинается самое интересное. Пора заявить о себе! Для этого нужно сделать приличный сайт и начинать рекламироваться, чтобы привлечь первых клиентов.

Делаем сайт

1. Структура. Самое главное правило в создании любого сайта – проще, максимально проще! В случае с онлайн-аптекой оно должно работать безукоризненно. Помните, для кого вы делаете сайт – для вашей ЦА, в числе которой пожилые люди, родители болеющих детей. Многие из них могут быть взволнованы и расстроены – шутка ли, когда болеешь! А значит, посетитель не должен метаться по вашему сайту в поисках нужной информации. Разложите ее по полочкам, структуризируйте на категории и подкатегории. Например, средства от кашля, лекарства от давления, средства против гриппа, медикаменты для лечения ЖКТ, детские товары и другие.

2. Дизайн, типографика. Крупный шрифт, деление текста на абзацы, иллюстрации – все для того, чтобы информация воспринималась проще и читалась легче. Спокойные умиротворяющие тона: вы должны дать клиентам понять, что никакой паники нет – вы грамотно подберете лекарства, и человек поправится.

3. Карточки товаров. Здесь, пожалуй, не обязательно снимать видео и показывать товар со всех сторон: достаточно сфотографировать упаковку и сами таблетки. Основной упор нужно сделать на описание медикаментов: дозировка, способ применения, состав, действующее вещество, противопоказания и так далее – согласно инструкции.

4. Отзывы. Вот на что ваша ЦА любит обратить внимание – это на отзывы. Пожилые люди зависимы от мнения других, да и родителям интересно узнать, как то или иное лекарство помогло другому ребенку. Поэтому оставьте возможность оставлять отзывы на сайте интернет-магазина.

5. Блог. Тоже хорошая идея: ваша ЦА любит читать статьи о здоровье. Пусть читают их на вашем сайте! Основное требование к текстам – их достоверность и правдивость. Ищите копирайтера с медицинским образованием или хотя бы с опытом написания тематических текстов. Подойдет и вменяемый журналист, который не раз писал статьи на медицинскую тематику – эти ребята хотя бы образованы и не наводнят ваш блог ерундой типа “лечите геморрой мочой молодого осла”.

Покупаем рекламу

С вашей ЦА нужно обращаться аккуратно: не все стандартные способы интернет-рекламы подойдут для раскрутки онлайн-аптеки.

Контекстная реклама – точно да: даже пенсионеры заходят в интернет, чтобы посмотреть погоду и узнать информацию. А заодно и посидеть в “Одноклассниках”- значит, есть смысл рекламироваться в этой соцсети.

Аудиторию молодых родителей можно подцепить на крючок во “ВКонтакте” и других современных соцсетях. Купите таргетированную рекламу, которая приведет к вам посетителей строго определенного пола и возраста, проживающих в конкретном городе. Или покупайте рекламу в тематических группах родителей – благо в соцсетях такого навалом.

Особое внимание обратите на офлайн-рекламу. Пожалуй, это та ниша, где такая реклама работает лучше всего. Пожилые люди и домохозяйки с удовольствием смотрят телевизор – пользуйтесь этим. Снимите рекламный ролик и крутите его в дневное время – когда ваша ЦА сидит у экранов. Рекламные щиты вдоль дорог привлечет мам, гуляющих с колясками. Листовки, которые раздаются на улице или даются вместе с товарами в супермаркете, – тоже отличный вариант. Даже реклама в лифте может привлечь вам новых клиентов!

Завоевываем доверие

Любая компания мечтает о том, чтобы завоевать доверие клиентов. Но в сфере онлайн-торговли лекарствами это не просто приятный бонус, но и жизненная необходимость. Люди доверяют вам самое ценное: свое здоровье, здоровье родителей и детей – а значит, ваша репутация должна быть безупречной:

  1. Управляйте репутацией: отслеживайте упоминания о своем бренде и реагируйте на них. Если вас хвалят – обязательно благодарите, да не дежурными фразами, а искренне. Если ругают – извиняйтесь и старайтесь загладить ситуацию. Пообещайте предпринять конкретные действия: наказать хамоватого сотрудника, расширить ассортимент, сделать доставку по всему городу и так далее, или подарите скидку за моральный ущерб.
  2. Привлекайте сарафанное радио. Пусть ваши клиенты расскажут о вас своим соседям, друзьям, родным. Стимулируйте людей: за каждый положительный отзыв или за приведенного клиента предложите небольшую скидку. Ваша цель – сделать как можно больше людей вашими клиентами.
  3. Занимайтесь благотворительностью. Съездите в детский дом или дом престарелых, привезите в подарок лекарства и другие товары – это прибавит вам тысячу очков. Станьте спонсором спортивного мероприятия или праздника здорового образа жизни. Выступите в роли эксперта на тематических лекциях по медицине и ЗОЖ. Вариантов масса: главное, проявите себя как достойную уважения, серьезную компанию.

Вы продаете не лекарства – вы продаете здоровье и качество жизни для многих людей. Сделайте это своим девизом и с пониманием относитесь к своим клиентам. Удачи в продвижении!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *