Мартин Бубер был номинирован на Нобелевскую премию 17 раз: 10 по литературе; 7 для мира.
В первую очередь он известен своей работой по философии диалога, в которой рассматривается сложность отношений: их различные формы, то, что они достигают, и как они созревают.
Что интересно, он не особенно любил, чтобы его называли философом. Он считал себя человеком, просто заинтересованным в непосредственном человеческом опыте, и вместо того, чтобы иметь дело с эзотерическими идеями и рамками, он стремился проводить простые различия, отражающие реальность.
Самая известная его работа – это эссе размером с книгу, переведенное на английский как « Я и ты» . Поначалу, если вы не знакомы с его терминологией и его различиями, тогда его собственная работа действительно кажется эзотерической. Это, однако, меняется, когда вы снимаете первый слой.
Целью Бубера было установить различие между тем, как каждый из нас, как субъекты, взаимодействует с другими людьми (которые являются отдельными субъектами), а также со многими объектами в мире.
Его основная посылка заключалась в том, что жизнь бессмысленна без отношений. Но даже в этом случае существует много видов отношений. По сути, каждая связь – это отношения, и некоторые из этих связей, особенно относящиеся к любви, лучше других. По его собственным словам:
«Чувства обитают в человеке; но человек пребывает в своей любви. Это не метафора, а настоящая правда. Любовь не цепляется за Я таким образом, чтобы иметь Ты только в качестве своего «содержания», своего объекта; но любовь между мной и тобой. Человек, который не знает этого, всем своим существом знает это, не знает любви; даже несмотря на то, что он приписывает ему чувства, которые он переживает, переживает, наслаждается и выражает ».
Взаимосвязь ощущений и полезности
Чтобы сломать терминологию Бубера, мы можем начать с того, что он называет отношениями Я-Оно, и это те отношения, которые, как он утверждает, не могут быть основаны на том, что он считает настоящей любовью.
В простом отношении «Я-Оно» у вас есть две сущности: субъект и объект. Субъект – вы – это я, а объект – это оно. Эти отношения – не настоящий диалог, а монолог.
Это отношения, основанные на ощущениях, полезности и опыте. Рассматриваемый объект нереален для вас как отдельное «я», но он существует только для удовлетворения ваших прихотей и потребностей. Для вас это мысленное представление реальности, а не что-то ценное в мире.
Типичные примеры взаимоотношений Я-Оно могут включать в себя различные узы, которые вы формируете с неодушевленными предметами в своей жизни. Например, не нужно относиться к телефону как к чему-то одушевленному. Это просто часть вашего окружения, которая приносит вам материальную выгоду.
Тем не менее, часто случается, что даже наши отношения с другими людьми (которые не являются объектами, а самими субъектами) следуют динамике Я-Оно. Конечно, в таких отношениях можно вести диалог, но это не совсем честный диалог.
Существует разница между разговором, который протекает и аутентично передается между двумя разными людьми, и разговором, который является плоским, транзакционным и происходит только для определенной цели.
Когда есть динамика Я-Оно, все еще могут быть вовлечены эмоции и чувства, но, вообще говоря, эти проявления не являются вовлечением в отношениях, а вместо этого являются выражением отношения к объекту, который либо доставил вам удовольствие, либо вас не удовлетворил.
Отношения ощущения и полезности ценны и имеют место, но это не конец.
Живые, недискретные отношения
Другая дихотомия Бубера распространяется на то, что он называет отношениями «я-ты» (или «я-ты»), которые являются пристанищем реального значения и действительно содержат семена, созревающие как любовь.
В отношениях Я-Ты, а не во взаимодействии между субъектом и объектом, существует целостное сосуществование; живой и недискретный между двумя индивидуальными субъектами.
Они не представляют друг друга как жесткие ментальные абстракции в уме, но относятся друг к другу как к людям, которые участвуют в диалоге, который идет вперед и назад неопределенным образом. Два подлинных существа сталкиваются, чтобы создать нечто, неподвластное объективации.
Нет никакой внутренней структуры или формы, которые ограничивают отношения Я-Ты. Он просто развивается, поскольку два объекта продолжают сцепляться и расти друг с другом с течением времени.
Цель идентификации дискретного объекта в отношениях Я-Оно состоит в том, чтобы вы могли отделить его от себя, чтобы на него ответить. Однако в отношениях Я-Ты отсутствие границ означает, что вы, в некотором смысле, являетесь отношениями, поэтому вы постоянно отвечаете ими.
Чувства, ощущения и переживания рождаются внутри нас и движутся вовне (Я-Оно); С другой стороны, любовь, согласно Буберу, существует вне нас и в пространстве, которое создается между нами (субъектом) и другим субъектом. Он рождается во внешнем мире и движется внутрь.
Когда мы видим в ком-то субъект, а не объект, мы открываемся возможности изменения и перехода. Это скорее гармоничный рост, чем сделка.
Синергия, создаваемая такой совместной эволюцией, превосходит то, что любой человек может создать в мире самостоятельно.
Вывод
Красота работ Мартина Бубера заключается в том, что они находятся на уникальном пересечении поэтического, философского, очень реального и очень практичного. В нем есть своя эстетика.
В мире, который становится все более взаимосвязанным, имеет значение основной источник взаимосвязей в нашей жизни. Хорошие добавляют больше, чем забирают; плохие берут больше, чем дают.
Вечное различие Бубера между отношениями Я-Оно и Я-Ты дает нам точку отсчета.
Они напоминают нам, что отношения между субъектом и объектом, хотя иногда и полезны, основаны на ощущении и полезности. Они выполняют функцию, а функция не всегда является важной. Это не то, что способствует росту и не придает истинный смысл нашей жизни.
Истинные, разумные отношения могут когда-либо существовать только во взаимодействии субъекта с субъектом, одно с двусторонним диалогом, а другое, где недискретные границы позволяют новому живому существу создавать пространство того, что мы называем любовью; пространство, которое меняется по мере совместного развития двух сторон.
Бубер ясно дал понять, что в реальной жизни эта дихотомия не существует в чистом виде. На самом деле почти все отношения колеблются между взаимодействием Я-Оно и взаимодействием Я-Ты.
Целью также не всегда сводить к минимуму или устранять все взаимодействия I-It. Надо честно сказать, что важно и в каком контексте, и соответствующим образом изменить свою ситуацию.
Отношения формируют все, от того, как вы взаимодействуете с людьми, местами и вещами, до того, как вы взаимодействуете с искусством, технологиями и культурой. В каком-то смысле мы – то, с чем мы связаны.
Многие связи в жизни возникают бездумно. Но важные требуют работы.